С железнодорожного моста близ Хабаровска, довелось видеть дом, плывущий по течению Амура.

Однако мы отвлеклись от главного. Потрачено несколько дней на подготовку, задолженность ликвидирована, но почти неделя драгоценного отпускного времени потеряна. Начальники посчитали, что времени на дорогу в оба конца и недели для встречи с родными мне вполне достаточно и благословили в поездку.

Небольшой чемоданчик в дорогу собран, проездные документы в кармане. Можно двинуться в дальний путь.

* * *

Любая поездка в поезде для человека, ограниченного временем, превращается в серьезное испытание и в школу жизни. Препятствия, которые мы преодолели, добираясь от военкомата до ТОВВМУ, описаны в начале повествования. До окончания учёбы и получения диплома в отпуск мы ездили и возвращались в училище три раза Программу подготовки. последнего года учебы увеличили до такой степени, что времени на отпуск за 1954 г. выпускникам училища не осталось, и этот отпуск нам совместили с отпуском за 1955г.

Итак, из Владивостока - в первый курсантский отпуск. Проблем с местом в вагоне не возникло. Получил билет на проезд до конечной железнодорожной станции – до Чиили, и место в вагоне до первой пересадки, т.е. до Новосибирска.

Новосибирск. Свободных мест в поездах южного направления нет. И ждать некогда. Пробрался в тамбур вагона поезда, следующего в Алма-Ату, и в тамбуре доехал до Барнаула. В Барнауле перебрался в третий, во всех поездах страны воинский, вагон, где и затерялся.

В Алма-Ате формируется поезд, который скоро пойдет в сторону Москвы и на котором можно ехать до нужной станции. Но в кассах билетов нет, мест нет, и даже на платформу от которой пойдет поезд, через вокзал пройти невозможно.

Пришлось идти вдоль забора и искать обходной путь. Нашел, перед отходом поезда проник в вагон-ресторан, занял место за столиком и заказал полдюжины бутылок местного жигулевского пива. Поехали. Не спеша, чтобы протянуть время, пью пиво. Пиво было отвратительным во всех отношениях: и кислым, и теплым. Рот и желудок его не принимают. Начал экспериментировать, добавляя в пиво соль. А поезд идет! Дождался, когда пассажиры в вагонах разместились на своих местах и начали передвигаться между вагонами и по всему составу, в том числе в поисках вагона-ресторана. Встал и я. Мне нужен наш третий, воинский, плацкартный, в котором всегда можно пристроиться и посидеть, и поспать на верхней багажной полке. Вот так, имея проездные документы, приходилось ездить «зайцем». И не только мне одному.

Появилась попутчица до Джамбула, молодая девушка с мечтой стать в текущем году студенткой университета. Лето, солнечный день, в вагоне душно. В тамбуре дверь из вагона распахнута. Развернули под собой по газете, сели рядом, ноги свесили, разговариваем. Продувает ветерком, приятно провели время, село солнце, доехали до Джамбула и расстались.

В дороге от Алма-Аты прошло около двух суток, и я, естественно без предупреждения, на пороге родного дома в объятиях мамы.

Курсантский отпуск. Чиили. С мамой

На следующий день визит к однокласснику и другу Юрию Соломатину, окончившему 1-й курс Уральского (Свердловского) университета, и к его родителям. С Юрой - к любимой девушке Ниночке, которая только что в Ташкенте сдала вступительные экзамены и зачислена студенткой в САГУ. Вместе с ней, втроем, пошли в нашу школу, которая находится рядом.

В школе, несмотря на лето, были некоторые наши учителя. Договорились оповестить всех одноклассников, которые ещё не разъехались, согласовать день встречи в школе и пригласить учителей.

Оставшиеся до отъезда дни были посвящены визитам к родственникам, общению с Ниночкой и с Юрой, прогулкам по поселку и его окрестностям.

Встретились в школе, поговорили и сфотографировались с одноклассниками вместе с классным руководителем.

Быстро пролетели дни отпуска, пришло время возвращаться в училище - тем же маршрутом, которым добирались до Владивостока в прошлом году.

При оформлении билета женщина-кассир обнаружила какую-то неточность в моём документе из училища (требование Министерства Обороны) на выдачу предъявителю билета на проезд поездом. Недостаток может исправить дежурный военный комендант на любом железнодорожном вокзале, но обязательно расписаться, а исправление и подпись заверить печатью.

Но на станции Чиили военного коменданта нет, и до ближайшего коменданта, до станции Туркестан, километров 150. Но эти километры надо преодолеть на поезде, а билет на поезд я получить не могу! Начальник станции вошёл в положение - поручил начальнику поезда довезти меня до ближайшего военного коменданта, и после приведения документа в порядок оформить мне билет в его поезде.

Поехали. Первого по пути коменданта на месте не оказалось. Поехали к следующему - на станции Арысь (ныне- Арыс). Арысь - станция узловая, начало Турксиба. Поезд здесь стоит 30 минут. За полчаса разыскал коменданта, исправил его подписью требование и оформил в кассе билет на поездку дальше.

До Новосибирска доехали без особых приключений, но из графика выпали. В Барнауле перед нашим поездом, в пределах территории станции, потерпел аварию грузовой поезд. Продвигаемся медленно, и видим - на соседних путях гора арбузов, и на её вершине - тяжелая колёсная пара вагона. Как её туда забросило – уму непостижимо.

* * *

В Новосибирске обстановка с местами в вагонах и с желающими их заполучить, как и в прошлом году: мест мало, желающих много. Но за год кое-что изменилось. Теперь мы в морской форме, и прошедший год и две совершенные поездки научили нас смекалке. Некоторые виды смекалки при езде в одиночку я описал выше.

В группе, имея несколько билетов, легче.

По одному билету в вагон могут проникнуть несколько человек. Это мы использовали каждый год до самого выпуска. Этот прием курсанты- земляки из Казахстана и Средней Азии довели до совершенства в Москве в 1952-1953 годах при поездке в отпуск группой и посадке в поезда нашего направления. Главное - получить место в вагоне, лучше - несколько мест.

Некоторые из нас имели ключ от вагонной двери. Ходила легенда о том, что однажды в Новосибирске курсанты, чтобы не опоздать из отпуска, проникли в третий вагон поезда еще до его подачи на посадку.

Не у меня одного сложилось впечатление, что такое явление, как «зайцы» в лице рядового состава и младших командиров Советской армии и флота, - явление, принявшее в те годы массовой и систематический характер, - администрацию железной дороги особо не беспокоило. Проявляя инициативу, решая свои проблемы самостоятельно и нарушая при этом правила, «зайцы», одетые в гимнастерки и форменки, разгружали вокзалы от пассажиров.

Маршрутом Владивосток - Новосибирск - Казахстан и Средняя Азия и обратно приходилось пользоваться неоднократно и во время службы на Тихоокеанском флоте с 1957 по 1973 годы. А по маршруту Владивосток - Новосибирск – Москва, т.е по всей Транссибирской магистрали довелось проехать только один раз - в ноябре 1951 года при переезде роты курсантов ТОВВМУ к новому месту учебы - в Ригу.

* * *

Путешествия поездом не утомляли. И совсем прекрасно, если в купе - только своя семья или друзья-сослуживцы.

Любил смотреть в окно. Восхищался природой, реками, которые пересекали или вдоль которых катил нас поезд. Наблюдал за происходящими вдоль железной дороги изменениями, за появлением новых промышленных предприятий и жилых поселений. Видел расцвет страны. Знал, как и многие, на какой остановке надо сбегать в магазин на привокзальной площади, купить бутылку и не отстать от поезда.

* * *

Мы вернулись из отпусков и начали грызть науки по программе 1-го семестра второго курса. Через месяц нам объявили о предстоящем переводе части курсантов в другое училище – в Ригу. Началось формирование списка курсантов для переезда.

Попали в этот список и я, и несколько моих земляков по Казахстану.

Отъезжающие были собраны в одну роту и освобождены от занятий. Но до отъезда мы были заняты на хозяйственных работах, в том числе на разгрузке поступивших для училища вагонов угля и слегка подмороженной картошки.

В начале ноября 1951 г., больше 130 курсантов разместили в отдельном вагоне пассажирского поезда и под руководством (читай - под присмотром) нескольких офицеров отправили через Москву в Ригу.

Прощай, ТОВВМУ!

Некоторые из нас вернутся в твои стены уже офицерами.

Едем в Ригу. Станция Амазар. 07.11.1951 г. На фотографии слева направо в форме курсанты 1. Бастрыкин В.(?) 2. Катон А. 3. Кудряков Н. 4. Тимошенков В. 5. за ним? Несмеянов А. 6.? 7.Монастырский А. 8. Эксто. В.

* * *

Автору этих строк после окончания 2-го ВВМУПП довелось служить в Приморье с 1958 по 1970 год, в том числе в 1966-1970 – в самом Владивостоке.

* * *

Практически каждый отпуск – и курсантом, и свежеиспеченным лейтенантом, и позже – я приезжал в Казахстан, на берега Сырдарьи – на родину, в родные для меня места, к самым близким для меня людям.

1955 год, Ташкент. С мамой и братом Владимиром

Чиили. С учителем - Даниилом Харитоновичем Паком - и школьным другом Юрием Соломатиным

 

Кудряков Н.М.

Октябрь 2017 г.

На предыдущую       К началу статьи